Сбербанк частично заморозил наем новых сотрудников

Сбербанк заморозил наем новых сотрудников на позиции, не связанные с IT и обеспечением работы сервисов, выяснил Forbes. В самом банке подчеркивают, что продолжают нанимать сотрудников в подразделения, которые обеспечивают бесперебойную работу сервисов, — на эти сегменты приходится более 60% сотрудников банка
Фото Владимира Гердо / ТАСС

В Сбербанке временно прекратили наем новых сотрудников на позиции, не связанные с обеспечением работы сервисов банка. Об этом Forbes рассказали топ-менеджер одного из направлений Сбербанка, источник в компании-партнере «Сбера», трое сотрудников разных подразделений банка и источник, близкий к компании.

По словам источника Forbes, близкого к банку, а также двух сотрудников группы Сбербанка, прекращение приема на работу новых сотрудников пока не затронуло IT-специалистов — в частности, наем сотрудников в «СберТех» продолжается. По словам собеседника Forbes в «СберТехе», глава подразделения Андрей Войнов сообщил сотрудникам, что отстоял перед топ-менеджерами Сбербанка возможность нанимать новых работников. Среди тех, кого коснулась «заморозка», — аналитики, маркетинг, дизайнеры и позиции, связанные с продвижением продуктов и услуг группы Сбербанка.

«Сбер» продолжает привлекать новых сотрудников в подразделения, которые обеспечивают бесперебойную работу сервисов для клиентов. На эти сегменты бизнеса приходится свыше 60% сотрудников банка», — ответил представитель банка на вопрос Forbes о приостановке найма в «Сбере».

Сбербанк — один из крупнейших работодателей в России. Согласно отчетности банка по МСФО, общая численность сотрудников группы Сбербанка на конец 2021 года составляла 287 866 человек.

После начала «специальной военной операции»* России на Украине «Сбер» подвергся санкциям США, Великобритании и Канады. США обязали американские банки закрыть корреспондентские счета банка и его «дочек» к 26 марта. На этом фоне цена расписок на акции Сбербанка на Лондонской бирже, которые еще осенью стоили больше $20, обвалилась до 1 цента. 2 марта «Сбер» объявил об уходе с европейского рынка, отметив, что его структуры столкнулись с «аномальным оттоком» средств и угрозой безопасности сотрудников и отделений. В начале апреля банк сообщил о закрытии своего офиса в Лондоне из-за «трудностей, связанными с санкциями».

Материал по теме: Сбербанк и Альфа-банк попали под блокирующие санкции США: что это значит

До апреля банк находился под щадящими санкциями, однако в начале месяца США ужесточили ограничения для российского банковского сектора. Тогда «Сбер» попал под блокирующие санкции. Теперь банку и всем структурам, которыми Сбер владеет более чем на 50%, будет запрещено иметь дело с американскими физлицами и компаниями. Все активы банков и структур, где им принадлежит контроль, будут заблокированы.

После начала «спецоперации» и введения санкций «Cбер» перешел к политике сокращения затрат на непрофильные активы, которые не приносили прибыль. Так, сервис такси «Ситимобил», который принадлежит совместному предприятию Сбера и VK «О2О Холдинг», объявил о прекращении работы. Причиной стало то, что сервис такси — убыточный актив, который требовал дальнейших инвестиций для развития.

По словам источника, близкого к «Ситимобилу», незадолго до начала «спецоперации» «Ситимобил» договорился о том, что компанию купит «Сбер», однако после ухода из банка Льва Хасиса эти договоренности потеряли силу. Сберу принадлежало 45% «Ситимобила», в 2019 году банк совместно с VK вложил в сервис такси около 47 млн рублей.

Еще один актив, которым «Сбер»владеет совместно с VK, — сервис доставки еды «Кухня на районе» — выставлен на продажу. По данным РБК, на сервис есть несколько потенциальных претендентов, однако не исключено закрытие проекта, если его не удастся продать. Сейчас, по словам собеседника издания, собственники не позволяют «Кухне на районе» увеличивать число заказов, чтобы «не умножать убытки».

Общая заморозка

Крупнейшие государственные банки приостановили активный набор сотрудников в штат, «заморозка» распространилась и на услуги аусорсинга, говорит управляющий партнер рекрутингового агентства Selecty (специализируется на IT-рекрутинге) Арсений Федоткин. Основная причина — санкции, подчеркивает он. Сложнее всего ситуация в инвестиционных подразделениях, там пересматриваются бюджеты и планы.

Все крупные компании продолжают подбирать сотрудников, хотя интенсивность по понятной причине снижена, говорит основатель и глава Superjob Алексей Захаров. По его словам, во время локдауна два года назад все было хуже: крупные компании почти полностью прекратили набор новых сотрудников на три месяца. У крупных компаний всегда есть проекты, чьи перспективы не совсем понятны, — именно в таких подразделениях заморозили наем новых сотрудников, уверен Захаров. «Мы хорошо видим это по сфере IT: количество вакансий в этой сфере уменьшилось примерно на 50%. Стартапы в крупных компаниях на начальных этапах часто не приносят прибыль, поэтому сейчас у них большая неопределенность. Топ-менеджеры проводят ускоренный аудит и либо закрывают подразделения, либо полностью замораживают наем новых сотрудников», — объясняет глава Superjob.

Материал по теме: Сбербанк передаст иностранные активы клиентов другим брокерам из-за санкций

В Сбербанке часть штатных единиц предназначалась для работы с западными партнерами или в зарубежных дочках банка, а сейчас это все не понадобится, говорит Захаров. «Запуск каких-то проектов экосистемы, вероятно, предпочитают отложить на потом, а те, которые уже запущены, просто не будут какое-то время нанимать новых сотрудников», — добавляет он.

За март и половину апреля и международные, и российские банки стремились снизить затраты, в том числе за счет рекрутинга, говорит бывший управляющий консультант ушедшей из России британской рекрутинговой компании Наталья Челомбиева. В HR-подразделениях международных банков наем преимущественно был заморожен: либо полностью, либо на подавляющее большинство вакансий, объясняет консультант. Международные банки могли частично искать сотрудников, чтобы замещать освободившиеся должности после увольнения кого-то из сотрудников, отмечает она.

В российских банках, по словам Челомбиевой, ситуация в последние два месяца не сильно отличается. «Российские банки сейчас ведут очень осторожную кадровую политику. Попавшие под санкции крупные банки, опять же, либо полностью остановили наем новых сотрудников, либо заморозили подавляющее большинство вакансий», — говорит консультант. Больше всего могли пострадать продажи: вероятно, банки приостановили наем сотрудников в отделениях, считает специалист. Наем сотрудников в экосистемные проекты банков, по словам Челомбиевой, был практически полностью заморожен. Остались вакансии лишь на какие-то ключевые для банков позиции, но это точечные истории, отмечает консультант. И международные, и российские банки прогнозируют сокращения доходов сотрудников в среднем от 5% до 15%, говорит Челомбиева, ссылаясь на опросы HR-подразделений банков. При этом о глобальных сокращениях пока речи не идет, подчеркивает специалист.

Материал по теме: 45% компаний в России снижают или останавливают набор сотрудников до конца года

Однако, по ее словам, есть крупные банки, которые, несмотря на санкции, все-таки ведут наем по отдельным ключевым направлениям. Например, у некоторых банков есть амбициозные планы по развитию отдельных направлений розничного бизнеса, говорит Челомбиева, ссылаясь на HR-службы банков. Кроме того, не замораживаются вакансии в направлении рисков, потому что именно это подразделение может предостерегать банки от неоднозначных сделок, а также вакансии в комплаенс. Заморозки точно не коснутся и IT-специалистов, несмотря на то что они в среднем наиболее высокооплачиваемые сотрудники, говорит Челомбиева. Конкуренция за сильных программистов все еще есть, учитывая небезызвестный отток таких специалистов из России, отмечает она.

*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.